Варианты попадания на реку делятся на две группы (по способу попадания в Таджикистан):
- сразу прилететь в Душанбе, а затем вертолетом - в начальную точку маршрута (в районе ГМС «Алтын-Мазар»);
или
- забрасываться с территории Киргизии через перевал Терс-Агар (3598м). В этом случае, в зависимости от того, насколько далеко довезет машина - от 10 до 40 км придется идти пешком.
Недостатки первого способа: высокая стоимость вертолета (около 4800$) и довольно жесткая акклиматизация, т.к. попадаешь на высоту около 3000м. над уровнем моря из (например) Москвы менее чем за сутки.
Недостаток второго варианта только один, но очень весомый: на сегодняшний день Киргизия и Таджикистан – абсолютно разные государства, каждое из которых хочет впускать на свою территорию гостей только через предназначенные (надлежащие) для этой цели места. В данном же случае место пересечения границы является явно «ненадлежащим», т.е. Вы будете являться натуральным нарушителем границы, что может повлечь за собой массу последствий (в том числе пренеприятных). Кому-то везет больше, кому-то – меньше…
Кроме того, в этом случае возникает также вопрос – а куда выезжать с маршрута (?!). Получается, что только обратно в Киргизию, потому что просто спуститься с гор в Душанбе без документов, просто «с лучезарной улыбкой на устах»(с) – это хороший шанс сильно «развлечься»…
Ну, а вообще то – каждый, как всегда, выбирает для себя.
(в разделе «выводы и рекомендации» мы приводим выдержки из нашей переписки с принимающей стороной).
Мы выбрали первый вариант заброски на маршрут.
Отъезд с маршрута – автомашиной ГАЗ 66 в Душанбе. Далее: самолет Душанбе - Москва.
Наши передвижения по Таджикистану, заказ гостиницы, оформление разрешений, пропусков и т.д., и т.п., обеспечивала, как и в прошлом году, таджикская туристическая компания. Контактировали мы в этой фирме с Димой Мельничковым:
dmelnichkov@hotmail.com. Все свои обязательства они выдержали, за что им большое спасибо!