название, категория сложности, кол-во оттяжек, длина в м., хар-ки точки спуска, доступность трассы, авторы трассы
Трассы написаны по секторам (массивам) слева-паправо (то есть с нижнего по течению массива и вверх по течению).
сектор "Зеркало"
1. "Кукарача", 5б/5с, 7от., 15м, шлямбур с кольцом, всегда, Темерев (2013)
2. "РеМиссия Невыполнима", 5с+/6а, 10от., 18м, цепь с рапидом, всегда, Темерев, Неосельцев, Жуков (2010).
3. "Слава Речникам Путейцам", 6с, 8от., 18м, цепь с рапидом, всегда, Бушуева, Сталковский (198?)
4. "Зазеркалье", 5c+, 11от., 18м, цепь с кольцом, всегда, Темерев, Неосельцев, Жуков (2010).
5. "Альтернативка", 7b+/7c, 10от., 20м, цепь с кольцом,, всегда, Кириков, Темерев (2009).
6. "Зеркало", фото 2, 7b+, 11от., 20м, цепь с кольцом, всегда, Бушуева, Сталковский. (198?)
6. "Вариации вприсядку", 7с, 10от., 20м, цепь с кольцом,, всегда, Кириков, Темерев (2009).
8. "Приближение к мечте", 7с, 10от., 19м, цепь с рапидом, всегда, Кириков, Темерев (2009).
9. "New Wave" , 8a/8a+, 10 от., 22 м, цепь с рапидом, всегда, Кириков, 2018.
10. коннект траверса "Налево ходи" и "Вариации вприсядку", 8а, Кириков (2015)
11. "Reserva", 8а+, 10 от.?, кольцо. Кириков (2017).
12. "Отражение", 7с/7с+, 11от., 18м, цепь с рапидом, всегда, Сальников, Шебеко, Fil (2007).
13. "Middle Way", 8a, 12от., 17м, цепь с рапидом, всегда, Сальников (2007), Белкин, Сталковский (2014).
14. "Гидрофобия", 7а, 9от., 17м, цепь с рапидом, с середины мая, Сальников, Шебеко, Fil (2007).
15. "Гидра", 7b, 9 от., 17м., кольцо, трасса проходится БЕЗ ребра Канта! Сальников (2008), Белкин (2015).
16. "Кант", 6b+, 10от., 13м, цепь с рапидом, с середины мая, Сальников, Темерев (2008).
сектор "У реки".
17. "Ноябрь", 6a, 9 от., 15 м, кольцо, с середины июня, Сальников, Лебасов, Темерев (2007).
18."Лето", 5с+, 15 м, кольцо, Темерев (2015).
19. "Клепка", 6с, 15 м, кольцо, Темерев (2015).
20. "День Победы" (на фото правая нитка), 6b, 8 от., 11 м, кольцо, с середины июня по апрель, Сальников, Темерев (2008).
21. "МАЙонез", 6с, 20 м, до второй цепи, кольцо. Темерев (2015).
22. «Томский экспресс» ~6b (?), 10 от. До первой цепи ~22 м, цепь с кольцом. Доступно примерно с середины июня. Темерев, Новосельцев, Летуев, Таран, Кусков, Хасанов, Межаков (2018)
23. "Штык", 6а+/6b, 13 от., ~20м, кольцо. Доступно всегда - дюльфером сверху. По берегу с середины июня. Темерев, Копытов (2016). Трасса - подход под Васаби и Пустоту.
24. «Море удовольствия», 7а, ~30м, ~16 от, Темерев, Копытов, Таран, Синичкин, Кусков (2017).
25. «Сила» ~6с/7а (?), 13 от. 25м, наверху анкер. Темерев, Новосельцев, Летуев, Таран, Кусков, Хасанов, Межаков (2018)
26. "Васаби", 7c, 25м, ~15от. Доступно всегда - дюльфером сверху. По берегу с середины июня. Темерев, Загвоздин, Фомичев, Иринархов, Жасан, Копытов (2016). Начинается с середины стены - второй питч после Штыка или Томского экспресса.
27. "Пустота", 7б, 18м, 12 от., всегда. (Сальников 2012)
28. "Без оглядки" 6с, 19от, 27м, (Темерев, Неосельцев, Лушников 2011) - от станции первого питча Ирбис лайна уйти влево по шлямбурам. Наверху цепь с кольцом. Рекомендуется низ начинать по "Чертовой дюжине".
29. "Ирбис-лайн",фото 2 фото 3, 6а, 6c (2 цепи с кольцом для дюльфера по 30 и 25 метров, внизу в гротике 2 шлямбура с ушами для самостраховки) - 2 питча 25м и 30м. Доступно всегда - дюльфером сверху. По берегу с середины июня. (Темерев, Лебасов, Кичкайло, 2011)
30. "Катушки", фото 2, 5c+, 10от., 15м, ухо с рапидом, сухой старт только зимой, летом - подлазить, Темерев, Кириков, (2008).
31. "Каскад", фото 2, фото 3 6c, ~10от., 23м, цепь с рапидом, с середины июня по апрель, Темерев, Кириков, (2008).
32."Двойной Каскад", 6с-30м-15от., 7а-30м-15от. Темерев, Жасан (2015). Рекомендуется иметь 3-4 оттяжки по 40-50 см и каски.
33. "Чертова Дюжина", 6b, 13от., 25м, цепь с рапидом, с середины июня по апрель, Темерев, Сальников, Лебасов, (2007). Много карнизиков и перегибов, при прощелкивании 4-й оттяжки 3-ю рекомендуется выщелкнуть, чтобы лучше протягивалась веревка. Такая же операция под следующим карнизиком.
34. "Busi-do", 5с - 10 м, 6с, - 25 м, 7а - 30 м. После первого участка на полочке пара шлямбуров. На второй станции цепь с кольцом. Наверху на площадке три шлямбура без колец и рапидов. Доступно всегда (спуск дюльфером по Ирбис-лайну), либо снизу примерно с середины июня. Рекомендуются каски.
Темерев, Лаврентьев, Долгих А., Лизин И., Лизин А., Федотов.
сектор "Черепашка", находится в верхней части кулуара между секторами "У реки" и "Гнезда".
35. "Кумбая" 6а+, 6 от. Цепь с кольцом, 14м, всегда доступна. Лебасов, Кичкайло (2011).
36. "Черепашка" 6а+, 5 от. Цепь с кольцом 10м, всегда доступна. Лебасов, Кичкайло (2011).
37. "Ацтек" 6b, 4от. цепь с кольцом, 10м, всегда доступна. Лебасов, Кичкайло (2011).
сектор "Гнезда"
Обратная сторона Гнезд:
38. "Рыжая", 6b+, 14 от., цепь с кольцом, 25м, всегда доступна, удобно дюльферять сверху. Лебасов, Кичкайло, Темерев (2011).
39. "Кооператив", 6b, 11от., 20м, цепь с кольцом. Мокин, Расковалова (2015).
40. "Магистраль" , 6b+, 18 от., цепь с кольцом, ~32м, всегда доступна, удобно дюльферять сверху если есть 60м веревка или в два этапа через стартовую станцию на трассе "Рыжая". Лебасов, Кичкайло, Темерев (2011).
Ребро, ориентированное на реку:
41. "Южное ребро", ~5b+/5с, ~16 от., цепь с кольцом, 45м, всегда доступна - спуск сверху, есть пром. база, веревки 50м достаточно. Лебасов, Кичкайло, Темерев (2011).
42. "Tomsk Line", 6а, ~14 от., цепь с кольцом, 45м, всегда доступна - спуск сверху по м-ту "Южное ребро". Пром базы нет. Лебасов, Кичкайло, Темерев (2011).
Основная плоскость Гнезд:
43. "Зая", 6а+, 8-9 от., цепь с кольцом, 15м, всегда доступна. Лебасов, Кичкайло, Темерев (2011).
44. "Бал", 6а, 8-9 от., цепь с кольцом, 14м, всегда доступна. Лебасов, Кичкайло, Темерев (2011).
45. "Coda" ~5с+/6а, 10от., 17м, всегда, Сальников, Темерев (2013-2014)
46. "Коллайдер", 6c,13 от., 19м, цепь с рапидом, всегда, Темерев, Лушников, Новосельцев (2009).
47. "Гнездо", 6а, 14 от., 21м, цепь с рапидом, всегда, Темерев, Неосельцев, Жуков (2010).
48. "Эйфелева Башня", 6b, 9от., 17м, цепь с рапидом, всегда, Темерев, Хасанов, Васенев (2009).
сектор Рыба
трасски детско-новичковые. Возле страховочной площадки под Гнездами.
49. Позвонок - 5а, 5от., 10м, всегда. Одну точку надо удлинять оттяжкой - в шлямбур вешать их две штуки - длинную и короткую. Темерев (2013)
50. Гуппи - 5с+, 5от., 12м, всегда. Темерев (2013)
51. Малек - 5с, 5от., 12м, вссегда. Темерев (2013)
сектор "Синяя марка"
52. "Ась", 5b+, всегда, кольцо, Темерев, Фомичев (2015).
53. "Её", 5с+, всегда, кольцо, Темерев, Фомичев (2015).
54. "Радость", 5с+/6а(без ограничений), 6b+?(если лезть по линии анкеров трассы и на 7-9 шлямбурах не уходить в РАСКЛАД tougch@go), всегда, кольцо, Темерев, Федотов (2015).
55. "Touch@Go" (левая), 6a, 9от., 13м, проволока, всегда, Темерев, Лушников, Новосельцев (2009).
56. "Синяя марка" она же "Синий коридор", фото 2, 6b+, 7от., 12м, проволока, всегда, Сальников, Шебеко (2006).
57. "Дым", 5с+(без ограничений), 6b+ (слева граница по синей маркировке, справа по краю трещины - она есть только для рук и наступать В трещину погами нельзя). Надуманно, но тем не менее...
58. "Трещина" (правая), 5c, 7от, 12м, проволока, всегда, Темерев, Лушников, Новосельцев (2009).
59. "Затрещина", 5b+, всегда, кольцо, Темерев, Федотов (2015).
Сектор "Каменоломня":
60. "Финал Этапа", 6с+/7а, 11 от., 15м, кольцо, всегда, Темерев, Кириков, (2008), Темерев, Копытов (2016).
61. "Что-нибудь", 10 м, 6 от., 6а, кольцо, Темерев (2016).
62. "Забой" 10 м, 6 от., 5с, кольцо, Темерев (2016).
63. "Отчаянный" 25 м, 7а, кольцо, Копытов (2016).
сектор "Руки+"
64. "Зеленый Змий", 6а, 11от., 15м, рапид с середины июня по апрель, Темерев, Сальников, Лебасов, (2007).
65. "Руки плюс", 4 маршрута по 8-10м с верхней страховкой.
сектор "Верхний" (по течению)
66,67. "Беговухи" левая и правая. "Беговуха Левая" 5с+, почищена лучше правой, в ней 12 точек и около 35 метров. Пробивка грамотная и лишь в одном месте щекочет нервы. Скалы с плюсом, но каскадами с взлобками. Зацепы пассивненькие в нижней части и заставляют их поискать. Рекомендуется для прохождения в связке с выходом наверх. Попасть к началу трасс, можно пройдя вниз по кулуару мимо "Руки+" или спустившись в два этапа с продергиванием. В середине есть шлямбур с рапидом для продергивания.
"Беговуха Правая" почищена. По характеристикам схожа с Левой. Может немного попроще. Автор Сталковский (2006?2007?)
68. "Жилмассив", 6а, 17 от., 45м, всегда, прохождение в связке, Сталковский, Леший, ?, (2010). Подойти можно из кулуара.
Сальников » 23 май 2011
Очень рекомендую для тренировки альпинистам. Трасса длинная, начинается от реки. Нужно где-то 16 оттяжек, но некоторые можно пропускать. Пробита хорошо, там где не особо хочется страховаться, там болтов нет, а на карнизе они всегда под рукой. До первого карниза сложность 4, до второго карниза 5а, сам карниз, с весьма впечетляющим выносом - 5с+\6а. Следуюшие 8 метров 4-5, потом подвисающая стенка с дверными ручками - 5с. Наверху два рапида.
==========================================
Боулдеринги.
1. "Рыба" - 6А\В. (перед Гнездами на желтой стеночке)
2. "Фунт Лиха" (из дырки) - 6А\В. (на гребне идущим к верху сектора "Гнезда")
3. "Сисек нет!" (без ограничений) - 5С. (за массивом "Черепашка" под тропой идущей на верх сектора "У реки")
4. "Ближе к небу" (над сектором "Зеркало") - 6А.
5. Траверс левой части массива Зеркала - 7А+.
==========================================
КАК проехать на скалы?
1. на машине Томск-Юрга-Кемерово-Пещерки-скалы. Около 240-250 км.
2. На электричке Томск-Тайга, дальше на автобусе Тайга-Кемерово до Пещерки. Или дальше на электричке до Яшкино и оттуда на автобусе Яшкино-Кемерово до Пещерки.
Можно на автобусе Яшкино-Колмогорово до Колмогорово и оттуда по берегу р.Томь 3 км пешком.
3. На машине до Юрги далее по понтонному мосту через реку Томь в д.Поломошное (проезд машины 100р.) и далее через тоннель в Тутальке под ж/д дорогой на Яшкино и в сторону Кемерова до свертка на деревню Пешерки. Около 200 км.
4. На машине до Юрги далее по понтонному мосту через реку Томь в д.Поломошное (проезд машины 100р.), после парома в деревне направо в сторону п.Октябрьский-Каленово-Литвиново.

По этой дороге по очень хорошей гравийке проезжаешь мимо Октябрьского, Каленово и через 34 км приезжаешь в Литвиново - туда же, куда и с парома в Верхне-Тайменке.
От скал до Томска доехали за 3 часа.
5. На машине до Юрги. Далее через Юргу вдоль Томи в сторону военного городка. Далее через воен.городок и за Юргу на старую трассу Юрга-Кемерово. Трасса отличного качества. Примерно 15 км и мы в Верхней Тайменке. На въезде в деревню сворачиваем налево на асфальтовую дорогу и сразу же еще раз налево на грунтовую, которая ведет к реке в проезд между домами. Там ждем паром (летом возможно изменение места причаливания - спрашивайте местных жителей).
Паром раза в 2 меньше Юргинского, но стоимость такая же. Свободно вмещается 8 машин. Уплотняются до 11 (по словам паромщика). Ходит каждый час с левого берега и через 10 минут после этого с правого (то есть в 7:10, 8:10, 9:10 и т.д. до 22:10). Заявленное время отправления с правого берега (Х часов 10 минут) не соблюдается - есть кто на берегу, забрали и уехали. Паромщик рекомендовал приезжать на любой берег к Х часов ровно, а лучше чуть раньше. Ручкой подписано, выгорело на солнце и поэтому почти не заметно - есть рейс в 22 часа!!!
На правом берегу деревня Нижняя Тайменка. По деревне около километра до выезда неважной дороги. За деревней начинается отличная гравийка. Ямки встречаются нечасто - в общем приятней трассы Поломошное-Яшкино. Ехали на средней скорости 80-90 км. Через 20 км попадаем к ст.Литвиново на трассу Поломошное-Яшкино и далее по асфальту Яшкино-Пещерки. Длина пути от Томска составила 180 км. Преимущество - большая часть пути по дорогам отличного качества. Минус - Юрга со светофорами и ограничением скорости движения до 60 и менее км в час и небольшая вместимость парома. Но в целом однозначно должно получаться быстрее, чем через Поломошное и Кемерово. Судя по всему паром не возит большие грузовики и легковых машин на пароме немного. Так что, должны вмещаться… На обратном пути надо держаться накатанной широкой гравийки и указателей Знаменка (это деревня перед Тайменкой).
2014 По словам Александра Кирикова - гравийка от Поломошного до Яшкино сейчас в нормальном состоянии.
Есть еще 2 пути: оффроуд и по дорогам. 2014-й год - со слов джиперов - через Косогорово не вариант, а в Сосновке в мае было очень глубоко.
у оффроудного 2 варианта.
1.1 офроуд - Томск-Коларово-Ярское-(асфальт, затем10 км грунтовки и 3 оффроуда с 2 бродами через речки)-Усть-Сосоновка (начинается хорошая гравийка)-Яшкино-Пещерки. Длина пути 150 км. Нашей Ниве в самом глубоком месте в августе было воды где-то по бампер. Грязи были весьмам умеренные, не смотря на то, что после дождя прошел всего лишь день.
В 2011м году дорогу выровняли бульдозером, подсыпали земли и гравия. Вместо брода через первую речушку положили трубу и отсыпали землей. Броде через Сосновку отсыпали гравием. Стало чуть ниже колена воды и без ямы.
Паводком 2012 в гравии намыло яму. В начале июня промоину еще не заделали, но на равчике томичи уже проезжали.
1.2. офроуд - Томск-Коларово-Ярское-(асфальт, затем 20 км грунтовки и 3-4 оффроуда)-Косогорово-Пашково(начинается отличная гравийка)-Яшкино-Пещерки. км на 10-15 подлиннее. В начале октября 2008 по раскисшей дороге на Уазике проехали очень напрягаясь. В августе 2009 ехали после двух недель засухи. Много луж и раскисшей земли. Очень долго и тряско - не понравилось.
2.0. Михаил Ворожищев, 23 май 2011 - Пещерка-Анжерка-Турунтаево-Томск - от скал до Томска получилось 265 км. Из них (в районе Улановки) порядка 25 км плохой дороги, из этих 25ти - 5 км вообще плохой (40 км в час мах) остальное по всякому, от хорошей гравийки до бугристого асфальта. Остальное хороший асфальт, трасса пустая..
автор на панорамио - zapdezign